Паустовский —
"Телеграмма"
|
||
На днях прочел в газете:
«Нашлось кольцо Марлен Дитрих. Она потеряла его в озере 75 лет назад, катаясь
на американских горках». Марлен Дитрих — надменная суперзвезда, «голубой
ангел» западного кино, подруга Хемингуэя, Ремарка, Жана Габена. Такая,
казалось бы, далекая от нашей бедной, забитой веками и большевиками
инфантильной России. Но вот какая вспомнилась удивительная история…
…Я
был советским библиотечным ребенком, любил, как все дети, читать
сентиментальные рассказы советского писателя К. Паустовского. Потом попал в
Сибирь, прошел там суровейшую школу выживания. Вернувшись в Москву, стал
пробиваться в кино.
Все
мы тогда бредили Западом, русской культуры как бы стеснялись. Шла «оттепель»
— первая духовная «перестройка». Однажды мне в руки попала моя детская книжка
Паустовского — отшатнулся с краской стыда. И тут как раз — звонок Андрона
Кончаловского: «Марлен Дитрих приехала!»
Вечером
у Дома литераторов — не пробиться. Но Андрон ведь сын баснописца! Поэтому мы
сидим в партере. И вот — Она. Узкое белое платье. Потрясающая фигура. Колье
из огромных бриллиантов. Чуть хрипловато запела — бесстрастно, как бы сверху,
и чудовищно эротично. «Лили Марлен»! Мы лопались от священного восторга! Вот
оно! Зал ревел…
Напились
мы тогда у Андрона по-страшному. Орали, визжали — к черту Россию лапотную,
только Запад! Его изощренность, его раскрепощенность, его свобода! Проснулись
днем, опохмелялись, и на второй концерт Марлен Дитрих пойти сил уже не
было...
Прошло
много лет, пришла настоящая перестройка — перепалка, перестрелка. Дюжина
олигархов и десять тысяч обкомовцев-ЦКВЛКСМовцев быстро скупили за гроши всю
Россию. Народ стал вымирать — по миллиону в год. Слово «мораль» было
оплевано, самой популярной стала крутая фраза: «Я ничего никому не должен!»
Как бы сбывались наши оттепельные мечты: Россия захлебывалась восторгом
свободы, не замечая ее стремительного обращения в своеволие, в свободу от
идеалов и принципов христианской цивилизации. Над словами «долг»,
«патриотизм», «душевность» издевались сверху донизу, от радио до ТВ. Страной
правили новые русские мошенники, блатные и горсть новых бюрократов. Я от этой
вони и грязи сбежал на Запад, с ужасом слушал новости о Жириновском, об
авторитетах, правящих целыми областями, о путанах, ставших главными звездами
медиа, о Березовских и Потаниных, о батальонах киллеров и прочей пене
лжекапитализма.
Так
прошло 15 лет! Но мало-помалу Россия стала опоминаться, оглядываться, хотя бы
стонать. Я вернулся в Москву, съездил в Крым, страну нашего юного
диссидентства, с ужасом бежал из шалманистого, грохочущего Коктебеля. Заехал
в Старый Крым, и вот случайно попал в маленький, только что открытый музейчик
всеми забытого детского моего кумира Константина Паустовского.
Осмотрел
бедную экспозицию с как бы снисходительной полуусмешкой умудренного огромным
миром небожителя и, выходя, вдруг увидел на стене в холле странную
фотографию: Константин Паустовский, а перед ним на коленях стоит какая-то
странная женщина. Я наклонился, прищурясь…и, не веря своим глазам, обернулся
к девушке-экскурсоводу! И она кивнула мне с улыбкой понимания: «Да, это —
Марлен Дитрих!» Признаюсь, я был в легком шоке.
А
когда девушка рассказала мне историю этой фотографии, пришел в шок настоящий…Потому
что оказалось, что на том самом втором вечере Дитрих в ЦДЛ, куда мы с
Андроном не пошли, случилось нечто фантастическое для «новой» России!..
Итак,
в конце концерта на сцену ЦДЛ вышел с поздравлениями и комплиментами большой
новый начальник — из старых, конечно, кагэбэшников, — и любезно спросил у
Дитрих: «Что бы еще вы хотели увидеть в Москве? Все, что угодно! Кремль,
Большой театр?»
И
недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: «Я бы
хотела увидеть знаменитого русского писателя Константина Паустовского. И
поклониться ему. Это моя мечта и мой долг».
Сказать,
что все присутствующие были ошарашены, — значит не сказать ничего! Мировая
звезда — и какой-то Паустовский! Что за бред? Все зашептались. Начальник,
тоже обалдевший сначала, опомнился первым, понял — с жиру бесятся! Ничего, и
не такие странности видели и причуды у полоумных звезд!
И
всех подняли на ноги, и к вечеру нашли этого самого Паустовского, уже
полуживого, умирающего в дешевой больнице. Объяснили. Врачи запретили.
Попросили. Отказался сам Паустовский. Потребовали. Не вышло. Пришлось, неумело
с непривычки, умолять.
И
вот в тот второй вечер при огромном скоплении народу на сцену ЦДЛ вышел,
пошатываясь, высокий худой старик — и сияющая легендарная звезда Запада,
гордая киношная валькирия, подруга Ремарка и Хемингуэя вдруг безо всяких
слов, молча грохнулась перед ним на колени, а потом, схватив его руку, долго
ее целовала и прижимала к своему лицу, залитому абсолютно некиношными
слезами. Зал замер, как в параличе. И потом медленно, неуверенно,
оглядываясь, как бы стыдясь чего-то, начал медленно вставать. И тут чей-то
негромкий женский голос выкрикнул что-то потрясенно-невнятное — и зал сразу
как прорвало бешеным водопадом рукоплесканий!
А
потом потрясенного Паустовского усадили в кресло, и, когда блестящий от слез
зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она в
жизни книг как бы немало, но самым большим литературным потрясением в ее
жизни стал рассказ советского писателя Константина Паустовского «Телеграмма»,
который она случайно прочитала в немецком переводе в каком-то сборнике
рекомендованных немецкому юношеству рассказов. И, утерев последнюю, совсем уж
бриллиантовую слезу, Марлен сказала, очень просто: «С тех пор я
чувствовала как бы некий долг — поцеловать руку писателя, который это
написал. Сбылось! Я счастлива, что успела это сделать»…
|
воскресенье, 17 января 2016 г.
Марлен Дитрих и Паустовский
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий