История одного арт-скандала:
“Фонтан” Марселя Дюшана
Алексей Иванов
Марсель Дюшан – французско-американский художник, который и жил, в
общем-то, на этим две страны. Несмотря на то, что он не переплюнул (да и не
пытался) Сальвадора Дали, Марсель считается все-таки одним из главных
представителей, и ярких представителей, сюрреализма и дадаизма – направления в
искусстве, которое отрицало всякую логику, каноны в живописи и приписывало
прекрасному сплошную иррациональность.
…Его переезд из Франции в США ознаменовался тем, что Марсель создает
художественный объект, изменивший ход истории искусства. Это работа –
“Обнаженная, спускающаяся по лестнице”, которую он в 1912 году представил в
салоне Независимых художников. Салон моментально отказался ее демонстрировать
“потому что обнаженная не должна спускаться по лестнице. Она должна лежать…”.
Работу, кстати, продали за 320 долларов, но художника уже обидели и в
трепетной душе мастера зародился закономерный вопрос: “А что же считается
приемлемым в искусстве, и кто вообще решает – приемлемо это или нет?”. Ответа
на вопрос художник не нашел, по этом же причине не присоединился ни к одному
действующему направлению и создал свое – рэдимейд. Рэдимейд – это предметы
утилитарного использования, изъятые из среды и представленные, как произведения
искусства.
И тут на арену выходит тот самый писсуар, который художник покупает в
магазине сантехники, что логично, в отличие от новомодных арт-направлений.
Дюшан подписывает приобретение “Фонтан”, заявляет, что это произведение
искусства и вводит неподготовленную публику в состояние настоящего шока. На
претензии художник парировал вполне предсказуемо: “Берите писсуар и делайте
свой шедевр”. Критики тоже не заставили себя долго ждать: “То, что сделал
мистер Дюшан – не важно, сделал ли он этот фонтан своими руками, или нет, не
имеет значение. Он избрал это. Он вдохнул в вещь жизнь. Он убрал его старое,
негативное значение, создав для объекта новую реальность.”
Это была издевка и над аудиторией, и над всей эпохой потребления. И после
“Фонтана” возникла целая плеяда аналогичных экспонатов, подписанных на разные
манеры. К слову, одна из таких копий была продана на аукционе Sotheby’s за 1.5 млн.долларов. Так
что, говоря современным языком, Дюшан не только потроллил, но и создал
настоящий мем, провозглашая новый лозунг – художником может быть каждый!
Источник: Mixnews
На снимке: «Фонтан Дюшана»
фото: artrue.ru
(Публикуется в сокращении)
Комментариев нет:
Отправить комментарий