среда, 11 января 2017 г.

С чего начинается год...

Россия и Китай бросят вызов США
10 января 2017, 17:00
Риск возникновения конфликтов между странами и внутри них возрастет до невиданного со времен холодной войны уровня. Об этом, как сообщает в понедельник 9 января Reuters, говорится в докладе «Глобальные тенденции: Парадокс прогресса», опубликованном аналитиками Национальной разведки США.
По мнению авторов доклада, это произойдет из-за того, что сложившийся мировой порядок подрывают антиглобализм и национализм. Человечество ожидает «темное и трудное будущее».
Среди основных проблем эксперты выделяют региональные конфликты, терроризм, растущий разрыв в уровнях дохода населения Земли, климатические изменения, слабый экономический рост. Кроме того, по мнению аналитиков, терроризм на глазах приобретает новую структуру и форму: в ближайшие десятилетия основная опасность будет исходить от небольших групп и фанатиков-одиночек, «вооруженных новыми идеями и технологиями». Угрозами существующему миропорядку также названы «все более напористые» Россию и Китай.+При том, что доклад опубликован накануне инаугурации избранного президента США Дональда Трампа, авторы документа сознательно избегают анализа будущего политического курса страны. В исследовании особое внимание уделяется областям, на которых Трамп обещал сосредоточиться во время избирательной кампании: улучшении отношений с Россией, пересмотре экономических отношений с Китаем, увеличении рабочих мест в США, а также борьбе с терроризмом.
— Вооружённые конфликты времён Холодной войны носили локальный и, по отношению к двум сверхдержавам, периферийный характер, — напоминает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Войны 1990-х и 2000-х гг. отличались лишь тем, что в них, прямо или косвенно, участвовала лишь одна сверхдержава, а поддержание последующего «худого мира» было возможно лишь при сохранении в странах конфликта американского военного контингента.
Учитывая рост Китая и «возвращение в историю» России, можно предположить, что конфликты ближайших лет перестанут быть игрой в одни ворота, но будут более гибридными и в этом смысле схожими с войнами периода американо-советского противостояния. Однако, как и прежде, прямой конфронтации между великими державами не будет.
«СП»: — Врагом существующего порядка названы антиглобализм и национализм. Откуда возникли эти явления? Способны ли они реально привести к глобальным переменам?
— Антиглобализм и национализм являются реакционными идеологиями. Первый возник как реакция на господство транснациональных корпораций, второй, в Западной Европе — как протест против господства династического. Сегодняшний национализм имеет в себе и явные черты антиглобализма (и обратно), выступая за возвращение национального суверенитета над внешней и внутренней политики собственного государства. В этом смысле, безусловно, национализм и антиглобализм являются угрозами порядку глобализации.
Глобализацию невозможно остановить, невозможно предположить, что люди цивилизации перестанут пользоваться Интернетом, гаджетами или западными моделями одежды. Другой вопрос, что глобализацию можно попытаться обуздать, умерить её аппетиты, возвести стены, в прямом и переносном смысле, на её пути. Это может иметь свой эффект, хотя какая-либо «глобальная антиглобализационная революция» вряд ли станет успешной хотя бы по той причине, что даже сами «революционеры» не готовы отказаться от многих плодов глобализации.
«СП»: — Если проанализировать призыв Трампа вернуть рабочие места в Америку, будет ли это революцией мироустройства? Насколько это реально? Как это повлияет на структуру мировой безопасности?
— Парадокс глобального мира заключается в том, что национальные и политические границы сохраняются, при этом капитал может относительно спокойно их пересекать. Перенос производств из США в Китай или Мексику был связан именно с этим вненациональным свойством капитала — в других странах работать было просто-напросто дешевле и, следовательно, выгоднее.
Президент Трамп предлагает вернуться к протекционистской политике в экономике. К протекционистской модели склоняются и евроскептики, набирающие популярность в ряде ключевых стран ЕС. Протекционизм — это новый мировой тренд. Разумеется, согласно неолиберальным трактовкам, он опасен и недопустим. Но страх протекционизма сродни религиозной вере, насаждаемой соответствующими институтами. Если Трамп сможет грамотно использовать доступные экономические механизмы, в том числе связанные с таможенными сборами или поддержкой собственных производителей, экономика США получит новый толчок.
Революция — слишком сильное слово, когда речь идёт о некоторых модификациях в экономической политике. Все государства занимались или занимаются этим в течение столетий, здесь нет ничего, что могло бы вызвать серьёзные потрясения или как-то повлиять на структуру мировой безопасности.
«СП»: — Как насчет «все более напористых» России и Китая? Почему Трамп выбрал пророссийскую и антикитайскую риторику, а не наоборот, если США считают обе страны угрозой?
— Когда Советский Союз представлял серьёзную военно-политическую и экономическую опасность для США, Вашингтон в начале 1970-х гг. произвёл «поворот к Китаю». Главным архитектором этого проекта был Генри Киссинджер. Зная о серьёзных противоречиях Пекина и Москвы, США их удачно использовали, и фактически предложили Китаю «дружить против» СССР.
На сегодняшний день место СССР в качестве главной угрозы Вашингтону (на мой взгляд, угрозы ложной и надуманной, но там другое мнение) занял Китай. Поэтому логично перевернуть «великую шахматную доску» и попробовать приблизить к себе Россию, попытавшись сделать нашу страну союзником против Китая. Очевидно, что, случись глобальный конфликт, США не смогут противостоять одновременно и России, и Китаю.
«СП»: — Как отмечает Reuters, авторы документа сознательно избегают анализа будущего политического курса США. Означает ли это, что доклад имеет целью сформировать политику новой администрации, а не спрогнозировать? Случайно ли то, что доклад вышел накануне инаугурации Трампа?
— Данный доклад имеет главной целью сформировать будущую политику администрации Дональда Трампа. Согласно распространённому во внешнеполитическом мейнстриме США мнении, уход американских войск из любого региона, в котором они присутствуют, автоматически спровоцирует там начало (или возобновление) вооружённых конфликтов, которые поставят под угрозу американские интересы в этих странах и, следовательно, заставят США туда возвращаться. Поэтому, делается вывод, лучше ниоткуда не уходить, тем самым поддерживая тот хрупкий миропорядок, который есть.
— Доклад призван предложить Трампу внешнеполитическую повестку для его администрации, — считает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Он описывает картину современного мира такой, какой она видится из-за океана. По мнению аналитиков, это мир, в котором Америка теряет или даже уже потеряла глобальное лидерство, мир, в котором возникают новые центры силы, новые угрозы, идеи и технологии. В констатирующей части трудно поспорить с экспертами американской разведки. Действительно, однополярный мир прекратил свое существование, а правила нового миропорядка не созданы. Действующие институты международной безопасности малоэффективны, но других инструментов никто не предложил. Вопрос в том, какие причины такого положения вещей называют аналитики и какие решения, исходя из этих оценок, примет новый американский президент.
«СП»: — По мнению авторов доклада, сложившийся мировой порядок подрывают антиглобализм и национализм. Так ли это? И подорвут ли они его окончательно?
— Сложившийся после Второй мировой войны миропорядок подорвало стремление Соединенных Штатов заменить концерт мировых держав на американское соло. Из года в год именно США нарушали решения Совета Безопасности ООН и тем самым подвергали сомнению правомочность этого института принимать решения в отношении судеб мира. По примеру США, так стали поступать и другие страны. И это поставило мир на грань новой мировой войны. Именно США из года в год вмешивались в жизнь других государств, свергая законные правительства и занимаясь экспортом демократии по американскому образцу. И это с одной стороны вызвало рост национального самосознания во многих странах, а с другой — спровоцировало уродливые проявления национализма и столкновения на национальной и конфессиональной почве по всему миру. Тот разгул терроризма, который мы сейчас наблюдаем — это прямое следствие вмешательства США в дела других государств. А глобализация, которая якобы должна была создать равные экономические условия для всех стран, сделала одни государства богаче, а другие беднее. В выигрыше остались только транснациональные корпорации, штаб-квартиры большинства из которых находятся в США.
«СП»: — Различия в ценностях и интересах стран приведут к тому, что региональные силы приступят к «переделу сфер влияния», — предупреждают авторы исследования. Насколько это вероятно, и будет ли этот процесс контролируемый? Не приведет ли это к непредсказуемым последствиям в виде мировых войн?
— На примере Евросоюза мы видим, как ползучий отказ европейских государств от суверенитета привел к кризису в их отношениях с Брюсселем. А на примере Донбасса наблюдаем, к чему может привести насаждение чуждых ценностей. Да, угроза войны существует. Но к войне могут привести не различия в ценностях, а навязывание ценностей, не различия интересов государств, а требования поступиться своими интересами.
«СП»: — Кроме того, названы «все более напористые» Россия и Китай. Кого из них больше опасаются в США, и кто объективно представляет для них большую угрозу?
— Эти выводы настораживают. Они должны подвести того, кому доклад адресован (а этим адресатом, как я уже сказал, является Трамп), к определенным мыслям. И первая из них: если не пытаться ничего изменить, Россия и Китай оспорят лидерство Америки. Из этого тезиса вытекает следующий: необходимо восстановить статус-кво, иначе через пять лет Россия и Китай нападут на Штаты. Фактически, это призыв к превентивным силовым действиям США в отношении России и Китая. И хотя в докладе отсутствуют прямые призывы к войне, его авторы явно делают расчет на темперамент, на заводной характер Трампа. На самом деле в США опасаются не столько России или Китая по отдельности, сколько союза России и Китая. В этом союзе транснациональные корпорации видят основную, если не единственную угрозу своей гегемонии.

Le Figaro: Западу пора начать воспринимать Путина всерьёз
11 января 2017, 01:12
На фоне демографического кризиса, сложной экономической ситуации и активного оттока капиталов на первый взгляд Россия выглядит колоссом на глиняных ногах. Однако, как пишет Le Figaro, нельзя не признать, что в 2016 году Россия стала самой весомой державой в международной системе.
Как пишет автор статьи, стратегический прорыв Путина объясняется малодушием Барака Обамы, который «останется в истории Джимми Картером XXI века». Американский президент не стал серьёзно рассматривать угрозу со стороны России, а несправедливо отнес страну к числу региональных держав.
«Как бы то ни было, в основе путинских успехов лежит и чрезвычайно эффективная стратегия. Бессильным словам Обамы Путин ответил неожиданными действиями и систематически делал ставку на асимметричный подход, чтобы превратить слабые стороны в сильные», — пишет французское издание.
 И результаты оказались впечетляющими: избрание Трампа «окончательно похоронило лидерство Вашингтона», Запад ослаблен потерей доверия к НАТО, брексит подрывает ЕС, а Турция меняет союзников и намеревается закрыть свои базы для Америки. Как отмечает автор статьи, даже Япония идёт на сближение с Россией для противодействия давлению Китая.
 «Демократиям давно пора принять всерьёз путинскую Россию и её стремление сформировать ось демократур. Европе же пришло время взять в собственные руки свою безопасность, которую Москва, несомненно, ещё испытает на прочность. В таких условиях излюбленная Европой «мягкая сила» имеет смысл лишь в том случае, если подкрепляется способностью дать отпор агрессии и пустить в ход кулаки», — заключает Le Figaro.


США ударят по нефти и газу России
11 января 2017, 15:30
Сенаторы США намерены ужесточить антироссийские санкции. Среди предложенных мер — запрет на инвестиции в добычу нефти и природного газа, на операции по купле-продаже суверенного долга и участие в приватизации российских госактивов. Санкции коснутся также физлиц и компаний из третьих стран, решившихся на инвестиции в российские ТЭК. Не исключено, что в случае принятия новых заградительных мер под ударом окажется проект газопровода «Северный поток-2».+
Сенаторы США подготовили новый пакет санкций против России, которые коснутся российского финансового и энергетического секторов. Документ подготовлен пятью сенаторами-республиканцами и пятью демократами, среди которых республиканцы Джон Маккейн (сенатор от Аризоны) и Линдси Грэм (сенатор от Южной Каролины), демократы Бен Кардин (сенатор от штата Мэриленд) и Роберт Менендес (сенатор от Нью-Джерси), пишет Reuters.
Новые санкции станут ответом на кибератаки, которые, по мнению разведывательной службы США, в период президентской предвыборной гонки осуществляли хакеры по заказу российских властей с целью оказать влияние на итоги избирательной кампании.
«Мы ясно заявляем, что санкции будут касаться энергетического сектора, тех, кто участвует в приватизации российских активов и вовлечен в покупку суверенного долга России», — сказал Кардин.
Законопроект предполагает наложение запрета на въезд в США и заморозку активов «людей, которые участвуют в мероприятиях, подрывающих киберезопасность государственной либо частной инфраструктуры и демократических институтов», или содействуют такой деятельности.
Санкции коснутся также юридических и физических лиц, инвестирующих в российскую добычу нефти и природного газа более $20 млн, в строительство Россией трубопроводов на сумму более $5 млн, а также в гражданские ядерные объекты в размере более $1 млн. Санкции подразумевают как поставку товаров и услуг, так и технологии.
При этом санкции будут касаться не только российских и американских граждан и юрлиц, но и граждан и компаний третьих стран, ведущих бизнес с Россией.
Ограничения будут наложены и на компании, как американские, так и из третьих стран, которые участвуют в процессе приватизации российских государственных активов, пишет The Wall Street Journal.
Помимо топливно-энергетического комплекса, новые антироссийские заградительные меры коснутся и финансового сектора. Под санкции подпадут юридические и физические лица, занимающиеся куплей и продажей российского долга.
«Санкции помешают им экспортировать, использовать банковскую систему США, использовать систему государственных поставок здесь, в Америке», — сообщил Кардин. Кроме того, по его словам, часть законопроекта касается «действий на Украине и в Грузии» и присоединения Крыма.
Сенаторы также предлагают создать в американском Минфине специальное подразделение, которое займется отслеживанием финансовых потоков, исходящих из России, и будет вести работу по противодействию российским государственным СМИ, уточняет вашингтонское издание.
Теоретически под санкции может подпасть трубопроводный проект «Газпрома» «Северный поток-2» (газопровод мощностью в 55 млрд кубометров, предназначенный для поставок российского газа в Европу).
Российской монополии принадлежит в проекте 51%, по 10% – австрийской OMV, германским BASF и E.On и британо-нидерландской Shell. Французской ENGIE досталось 9%. «Газпром» отказался от комментариев на тему, каким образом новые санкции могут повлиять на строительство «Северного потока-2».
В декабре глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил, что все акционеры подтвердили свое участие в проекте, причем речь идет о долговом финансировании проекта. Ранее сообщалось, что с учетом затрат на финансирование общие затраты составят €9,9 млрд.
«Все будет зависеть от конкретных юридических формулировок, – комментирует замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. – Например, будет ли считаться, что «Северный поток-2» строит Россия, если формально компания-оператор проекта Nord Stream 2 AG зарегистрирована в Швейцарии? Могут ли считаться инвестициями долговые заимствования?».
Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что санкции, при условии их введения, могут затронуть проект «Росатома» в Турции (АЭС «Аккую»), но лишь в случае, если российской компании понадобится стороннее финансирование.
В целом, по словам Гривача, пока законопроект новых санкций выглядит скорее как пиар некой политической группы в США, нежели как реальная угроза каких-то запретов.
Законопроект был подготовлен и внесен в Конгресс США за сутки до того, как Комитет по международным отношениям при Сенате США должен был провести слушания и, как ожидается, утвердить кандидатуру Рекса Тиллерсона на должность госсекретаря США.
Некоторые американские законодатели опасаются, что Тиллерсон, долгие годы проработавший исполнительным директором нефтедобывающей Exxon Mobil, имеет слишком тесные связи с российскими властями. Он награжден российским орденом Дружбы, активно работал с «Роснефтью».


Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции




Комментариев нет:

Отправить комментарий