пятница, 3 мая 2019 г.

У башни Стефана Батория...


Фрагмент 
Новеллы «Однажды в Каменце над Смотричем…»
"У башни Стефана Батория"

— Сколько ног прошагало по улочкам этим! — сказал, прервав молчание юноша, когда они подошли к средневековой этажей в семь каменной башне Стефана Батория[1] и пристроенной к ней Польской браме.
— А знаешь, в начале восемнадцатого века через эти врата, в Каменец въезжал московский самодержец Петр Романов[2] со своей женой Катериной и всей свитой, — сказала Каролина.
— И что он искал тут? — спросил Сергей.
— Заехал по пути в Карлсбад, куда отправлялся на лечение после Прутского похода[3], — сказала Каролина. — И тут с ним произошел презабавный случай: когда он въехал под своды ворот, с его головы ветром сорвало шляпу!
— На картинах и в кино его всегда изображают с непокрытой головой и горящими, как у припадочного, глазами,— сказал Сергей.
— А тогда Петр наклонился, чтобы поднять шляпу, — продолжала Каролина. — Но камердинер остановил его, мол, негоже русскому царю кланяться польскому королю, да еще в виде каменной башни.
Петр тогда вдруг побледнел, глаза едва не выскочили из орбит, усы ощетинились — камердинер, сам того не ведая, напомнил ему о том, что около ста лет назад Московское княжество едва не стало восточной провинцией Речи Посполитой[4].
— А царь Петр был скор на руку, мог сгоряча согнать свою злость и на своем камердинере, — вставил Сергей.
— Мог, конечно же, мог! — согласилась девушка. — Я где–то читала, что он палкой забил до смерти своего слугу только за то, что тот, замешкавшись, не сразу снял перед ним шапку.
— Что там какой–то слуга! Он родного сына Алексея не пожалел, отдав его палачам на растерзание. А на следующий день, когда труп царевича еще не успел остыть, устроил пир в честь Полтавской победы, — сказал юноша.
Поднырнув под своды легендарных ворот, Сергей и Каролина вышли за городские стены. Пройдя с десяток шагов, юноша оглянулся, и увидел около Польской брамы силуэт.
«Петр!» — удивился он. Царь стоял, подбоченившись, и смотрел в их сторону. Выглядел он не таким величественным, каким его изобразил в поэме «Полтава» Александр Пушкин:
«Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза…»
Этот был с непокрытой головой, в простом зеленом камзоле, в брюках свободного покроя, заправленных в сапоги–ботфорты. Выглядел он неважно. Заметно было, что ему нездоровится. На его болезненное состояние указывали цвет лица, желтого, как пергамент, и фиолетовые круги под глазами.
Не было в его фигуре того величия, того порыва, того темперамента, которые, благодаря книгам, живописным полотнам и кинофильмам о нем, стали уже хрестоматийными. Причиной тому мог быть только Прутский поход[5], закончившийся для московитов более чем неудачно. Как вспоминал датский посланник Юста Юль, сопровождавший Петра в этом походе, «Царь, будучи окружен турецкою армией, пришел в такое отчаяние, что, как полоумный, бегал взад и вперед по лагерю, бил себя в грудь и не мог выговорить ни слова…»
— Ты чего оглядываешься? Увидел кого? — спросила Каролина.
— Да Петра!
— Какого еще Петра?!
— Романова, какого еще! — сказал Сергей, почувствовав неловкость.
— А! В Старом городе все возможно! — сказала Каролина без тени улыбки на лице…



[1] Король Польши, великий князь литовский (1533-1586 гг.).
[2] Пётр I Алексе́евич (1672-1725 гг.) последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
[3] Июль 1711 года.
[4] Союзное государство Польского королевства и Великого княжества Литовского.
[5] По результатам этого похода России пришлось вернуть туркам Азов, срыть крепости Таганрог и Каменный Затон, отказаться от содержания на Азовском и Черном морях военных кораблей. А уже построенные, либо сжечь, либо передать Турции за незначительную компенсацию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий