Возвращение из
небытия
Фонды Одесского литературного музея
пополнились еще одним ценным приобретением – творческим архивом Михаила
Ивановича Жука (1883 – 1964), - одного из первых украинских
художников-модернистов, литератора, поэта и преподавателя. Это стало возможным,
благодаря известному меценату, народному депутату Сергею Гриневецкому,
передавшему опубликованные и рукописные материалы этого незаурядного человека в
руки музейщиков.
Михаил Жук родился 2 октября 1883 года в
Каховке тогдашней Таврической губернии в семье маляра, занимавшегося также
ремонтом храмов, и работницы паровой мельницы. У парня рано проявилась тяга к
рисованию и музыке. Постичь азы этих искусств молодому Жуку помогли друзья
отца: художник-иконописец Мелехов, музыкант Кузьменко.
В 1896
году Михаил, переехав вместе с отцом в Киев, поступает в школу рисования Николая
Мурашка, в которой провел около трех лет, а затем в течение года учиться в
Московском училище живописи и архитектуры, у Валентина Серова. Завершает он
свое образование в Краковской академии искусств, где его учителями были
известные деятели польской культуры Станислав Виспянский, Йозеф Мекомер, Ян
Станиславский.
Закончив с двумя серебряными медалями
факультет монументально-декоративной живописи, в 1905 году Михаил Жук с
родителями переезжает в Чернигов. Преподаёт в частной женской гимназии и духовной
семинарии, принимает активное участие в работе культурно-просветительского общества
«Просвіта». Здесь же он знакомится с известным уже в то время
украинским пистелем Михаилом Коцюбинским. Часто бывает в его усадьбе, где пишет
портреты самого Михаила Михайловича и его дочерей Оксаны и Ирины.
Под воздействием Коцюбинского Михаил Жук
начинает заниматься литературным творчеством, издаёт свои поэтические сказки,
иллюстрируя их. На литературные субботы к Коцюбинскому он приводит молодых
украинских литераторов Павла Тычину, Василия Блакитного, Аркадия Казку, Александра
Соколовского.
После октябрьского переворота размеренный
ритм жизни нарушился. После поисков работы и невозможности учить своих детей на
украинском языке Михаил Жук обращается к правительству Украины с просьбой
помочь с работой или позволить иммигрировать. В 1925 году ему предлагают работу
в Одесском политехникуме искусств, ныне – это Одесское художественное училище
имени Грекова. С того времени до последних свих дней М. Жук с семьей живёт в
Одессе. Он много работает, создает целый ряд портретов, жанровых полотен,
эскизов, изучает разные художественные техники, пишет искусствоведческие
статьи.
Образ Михаила Жука как педагога, ярко
показан в дневниковых записях П. Тычины. Одно из кредо Жука-преподавателя
заключалось, в частности, в том, что отсутствие тесной связи профессионального
искусства с искусством народным нивелирует творчество и ведет к проявлениям
формалистических течений и космополитизму. В 1928 году по его инициативе на
архитектурном факультете открывается отделение майолики, которое со временем
перерастает в факультет керамики, на котором воспиталась целая плеяда
художников - керамистов.
Однако, как свидетельствуют доступные нам
источники, Михаила Жука, человека образованного, интеллигентного, тесно
связанного с украинской культурой и с ее выдающимися деятелями, не могли не
затронуть репрессии большевиков. По этой причине ему так и не удается издать
книгу поэзий «Металеві дні», подготовленную еще в
1918 году. А
в феврале 1931 года он был арестован. Но,
спустя около полугода отсидки, его выпускают и восстанавливают на работе в
институте.
Однако, не осознав до конца причин ареста,
художник хорошо понял этот многозначительный намек НКВД. И, спасаясь от
дальнейших преследований, которые для него, как и для многих, могли быть
фатальными, он уезжает в Москву, где продолжает заниматься творчеством. А в
конце тридцатых возвращается в Одессу. В 1940 у него появилась, наконец,
возможность при помощи своего бывшего ученика Павла Тычины издать свою книгу,
но начинается война. Во время оккупации Михаилу Жуку, чтобы выжить и обеспечить
семью, пришлось работать оценщиком у одного из одесских антикваров.
Одновременно с этим он вместе с друзьями занимается менее заметной
деятельностью –собиранием и хранением художественных ценностей, которые горожане
приносили на комиссию в частный магазин. После освобождения они были переданы
государству. И тем не менее это не давало художнику гарантий от новых
репрессий. Но опять-таки ему на помощь от нового ареста его спасает тот же П.
Тычина, который в то время был министром культуры Украины…
И вот, благодаря сохранившемуся архиву, мы
получили возможность более полно узнать о жизни и творчестве этого незаурядного
человека и художника.
- Творческий архив Михаила Жука состоит из
10-ти рукописных книг с многочисленными рисунками автора, 4-х общих тетрадей с
рабочими записями, литературного дневника начала ХХ века, рукописей 20-ти
рассказов, 32-х сказок, 3-х пьес, большого количества стихотворений, 4-
переводов на украинский язык пьес О. Уальда и А. Блока, воспоминаний о М. М.
Коцюбинском, И. С. Нечуй-Левицком, Академии искусств и других неизвестных до
сих пор материалов, и охватывает период с 1903 по 1953 годы, - рассказывает
заместитель директора Одесского литературного музея по научной работе Алена
Яворская. – Свои произведения Михаил Иванович неоднократно переделывал, поэтому
практически все они, кроме черновиков, имеют еще по три-четыре варианта
рукописей и машинописей. Большинство его произведений по известным причинам
ранее не были опубликованы. Поэтому музейным работникам предстоит большая
работа по изучению трудов незаслуженно забытого деятеля украинской культуры и
возвращению в историю украинской литературы и культуры его имени.
Надо сказать, что одна из первых попыток
восстановить историческую справедливость была предпринята Одесским отделением
Украинского фонда культуры, в частности, первым заместителем председателя
правления отделения, заслуженным работником культуры Украины Тарасом
Максымюком, оказавшему, кстати, содействие автору в написании этой статьи.
Именно при его непосредственном участии была изготовлена и установлена в 2004
году мемориальная доска в память о Михаиле Жуке на улице Канатная, дом №76, где
он жил более двадцати лет.
Анатолий Михайленко,
«Одесские известия»