Историческая
резолюция ПАСЕ по Украине и России
В среду,
12 октября, Парламентская ассамблея Совета Европы приняла две резолюции по
Украине, в которых российско-украинская война называется «российской агрессией»
и содержится призыв к РФ вывести свои войска из Донбасса. Речь идет об отчете
чешского депутата Кристины Зеленковой «Политические последствия российской
агрессии в Украине», за который проголосовали 73 члена ПАСЕ, и отчете немецкого
политика Мариэллы Векк, пишет Лига.нет.
«Средства
правовой защиты в случаях нарушений прав человека на оккупированных украинских
территориях, не подконтрольных украинской власти», за который проголосовали 87
членов ПАСЕ. Ниже — полный текст отчета Векк.
«1.
Парламентская Ассамблея глубоко обеспокоена положением дел в области прав
человека в Крыму и в самопровозглашенных «республиках» Донецка и Луганска (
«ДНР» и «ЛНР»).
2. Она
вновь подтверждает свою позицию относительно того, что аннексия Крыма
Российской Федерацией и военная интервенция войск РФ в Восточную Украину
нарушают международное право и принципы, поддержанные Советом Европы, о чем
говорится в резолюции Ассамблеи 2112 (2016), резолюции 2063 (2015), резолюции
1990 (2014) и резолюции 1988 (2014).
3. «ДНР»
и «ЛНР», созданные при поддержке и под контролем Российской Федерации, не имеют
какой-либо легитимности в соответствии с украинским или международным правом.
Это относится ко всем их «учреждениям», включая «суды», установленные властями
де-факто.
4. В
соответствии с международным правом, Россия, которая де-факто осуществляет
контроль над этими территориями, несет ответственность за защиту местного
населения. Поэтому Россия должна гарантировать права всех жителей Крыма, а
также людей на территории подконтрольной «ДНР» и «ЛНР».
5. Что
касается Крыма, здесь военное присутствие России и контроль были официально признаны
российскими властями. Что касается «ДНР» и «ЛНР», подтверждается хорошо
задокументированной ролью российских военных во взятии под контроль и контроле
этих регионов, несмотря на решительное сопротивление законной власти Украины, и
на полной зависимости «ДНР» и «ЛНР» от России в материально-техническом,
финансовом и административном отношении.
6. В
Крыму и в зоне конфликта в Донбассе серьезные нарушения прав человека были и
по-прежнему происходят, о чем свидетельствуют многочисленные доклады, в частности,
комиссара Совета Европы по правам человека, представителя Миссии наблюдателей
Организации Объединенных Наций, ОБСЕ / БДИПЧ, а также ведущих украинских и
международных негосударственных организаций по правам человека. Эти нарушения
включают внесудебные казни, похищения, пытки и бесчеловечное и унижающее
человеческое достоинство обращение, незаконные задержания и непропорциональные
ограничения свободы слова и информации.
7.
Жертвы нарушений прав человека не имеют эффективных внутренних средств правовой
защиты в своем распоряжении:
7.1.
Местные «суды» в «ДНР» и «ЛНР» не имеют легитимности, независимости и
профессионализма; украинские суды в соседних районах, контролируемых
правительством, имеющие юрисдикцию, распространяющуюся на неконтролируемые области,
труднодоступны, не могут получить доступа к документам в «ДНР» и «ЛНР» и не
могут обеспечить исполнения своих решений на этих территориях;
7.2. что
касается Крыма, независимость судов испытывает давление, в частности, под
давлением готовность полиции и прокуратуры привлекать к ответственности лиц,
виновных в совершении преступлений против потенциальных или реальных
сторонников Украины.
8. В
Крыму украинцы и крымские татары сильно запуганы вышеупомянутыми нарушениями
прав человека, а также тем фактом, что это остается безнаказанным. Многие из
них были вынуждены покинуть Крым. Параллельно всех жителей Крыма заставили
силой получить российские паспорта и отказаться своего гражданства Украины,
чтобы иметь доступ к медицинскому обслуживанию, жилью и другим основным
услугам. Крымские татары после роспуска Меджлиса и его местных отделений
потеряли свое традиционное демократическое представительство. Татарские СМИ и
мусульманская религиозная практика татар также под давлением. Совокупный эффект
этих репрессивных мер несет угрозу для самого существования татарской общины
как отдельной этнической, культурной и религиозной группы.
9. В
зоне конфликта в Донбассе гражданское население, а также большое количество
комбатантов пострадали от нарушений их прав на жизнь и физическую
неприкосновенность, на свободное пользование имуществом, от военных
преступлений и преступлений против человечности, включая неизбирательные или
даже намеренные обстрелы гражданских районов, иногда спровоцированные
размещением оружия в непосредственной близости.
10.
Многочисленные жители зоны конфликта в Донбассе, по обе стороны линии
соприкосновения, до сих пор ежедневно страдают от многочисленных нарушений
режима прекращения огня, согласованные в Минске. Эти нарушения документируются
ежедневно Специальной миссией наблюдателей ОБСЕ в Украине, несмотря на
ограничения доступа, введенные в основном де-факто властями «ДНР» и «ЛНР».
Жители также терпят бедствия от преобладающей атмосферы безнаказанности и
общего беззакония в связи с отсутствием законных, функционирующих
государственных учреждений, и, в частности, доступа к правосудию в соответствии
со статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека (ETS N5). Они также терпят серьезные
социальные трудности, которые усиливаются ограничительными меры, введенные
украинскими властями в отношении пенсионного обеспечения и социальных выплат.
Наконец, внутренне перемещенные из «ДНР» и «ЛНР» лица лишились своего имущества
в связи с незаконными требованиями перерегистрации, введенными де-факто властями
«ДНР» и «ЛНР».
11.
Украинские власти начали преследование предполагаемых виновных в совершении
военных преступлений и других нарушений прав человека со стороны провластных
сил. Но они до сих пор не предоставили международным наблюдателям доступ ко
всем местам содержания под стражей, в частности, в ведении Службы безопасности
Украины (СБУ).
12.
Минские соглашения включают положения об амнистии для участников вооруженного
конфликта в Донбассе. Ассамблея напоминает, что, по международному праву, такие
положения не могут служить оправданием безнаказанности виновных в серьезных
нарушениях прав человека.
13. Что
касается выборов, предусмотренных в минских соглашених, Ассамблея считает, что
до тех пор, пока текущая ситуация в «ДНР» и «ЛНР», которая характеризуется
отсутствием безопасности, запугиванием и безнаказанностью и отсутствия свободы
слова и информации, имеет место, свободные и справедливые выборы
(гарантированные статьей 3 протокола к Европейской конвенции о защите прав
человека (ETSN9)), не
представляются возможными в этих регионах.
14.
Ассамблея сожалеет о том, что ни Российская Федерация, ни Украина не
ратифицировали Римский статут об учреждении Международного уголовного суда
(МУС). В то же время, Украина приняла юрисдикцию МУС в зоне конфликта в
Донбассе в своих заявлениях от 17 апреля 2014 и 8 сентября 2015 г по статье
12.3 Римского статута. Ассамблея приветствует изменения в Конституции Украины,
принятые украинским парламентом, с помощью которых ратификация Римского статута
будет возможна. В то же время, Ассамблея обеспокоена тем, что эти изменения
вступят в силу лишь через три года, а не как можно скорее, как это было
рекомендовано Ассамблеей.
15.
Ассамблея глубоко обеспокоена отсутствием прогресса в международном
расследовании сбитого рейса MH17 в Донбассе.
16. Исходя
из вышеизложенного, Ассамблея призывает:
16.1.
соответствующие органы, как Украины, так и в Российской Федерации:
16.1.1.
эффективно расследовать все случаи серьезных нарушений прав человека,
предположительно совершенных во всех районах, находящихся под их эффективным
контролем;
16.1.2.
привлечь лиц, виновных в этих нарушениях, к ответственности, тем самым
препятствуя любым другим подобным нарушениям в будущем;
16.1.3.
предоставить максимально возможную компенсацию жертвам этих нарушений;
16.1.4.
присоединиться к Римскому статуту МУС;
16.1.5.
полностью выполнить минские соглашения;
16.2.
российскую власть:
16.2.1.
прекратить свои репрессивные действия, направленные против лиц, лояльных к
украинской власти, во всех районах, находящихся под их эффективным контролем, в
том числе в Крыму; в частности, восстановить исторические права крымских татар
и содействовать восстановлению верховенства права на всей территории восточной
Украины;
16.2.2.
в то же время обеспечить защиту основополагающих прав населения территорий под
контролем «ДНР» и «ЛНР» и удовлетворение их основных потребностей и
использовать свое влияние де-факто с этой целью;
16.2.3.
способствовать независимому мониторингу ситуации в сфере прав человека на всех
украинских территориях, находящихся под их эффективным контролем, в том числе в
Крыму;
16.2.4.
использовать все имеющиеся юридические средства для пересмотра решения Верховного
суда РФ относительно объявления Меджлиса вне закона, а также чтобы разрешить
крымскотатарскому сообществу самом избирать свои органы самоуправления;
16.2.5.
обеспечить неограниченный доступ представителей международных организаций и
консульских сотрудников Украины к заключенным, этапированным из территории,
которая находится под украинским контролем, в пенитенциарные учреждения на
территории РФ;
16.2.6.
перевести в Украину тех заключенных, кто выразит такое желание, чтобы они могли
провести остаток своего срока заключения на территории, которая контролируется
украинской властью;
16.2.7.
прекратить практику перевозки из Крыма к территории РФ тех лиц, кто не имеет
российского гражданства, в том числе — заключенных.
16.3.
украинскую власть:
упростить,
насколько это возможно, повседневную жизнь жителей неподконтрольных территорий
и перемещенных лиц из этих районов за счет сокращения административных процедур
в отношении доступа к выплате пенсий и социальной помощи и содействия доступа
жителей к правосудию путем надлежащего оснащения и кадрового обеспечения судов
в районах, подконтрольных правительству, чья юрисдикция была распространена на
неподконтрольные территории;
регулярно
пересматривать и взвешивать решение Украины об отклонении от выполнения Международной
конвенции по гражданским и политическим правам, а также Европейской конвенции
по правам человека, исходя из принципов необходимости, пропорциональности и
недискриминации;
16.4.
международное сообщество:
продолжать
уделять внимание ситуации, связанной с соблюдением прав человека и гуманитарным
положением лиц, проживающих на территориях, не подконтрольных украинской
власти, и воздерживаться от выдвижения требований к Украине, выполнение которых
будет укреплять незаконный статус-кво;
16.5.
МУС:
осуществить
свою юрисдикцию в той мере, которая является юридически возможной, исходя из
деклараций Украины.
17.
Ассамблея постановляет в первоочередном порядке продолжать наблюдение за
положением дел в области прав человека в зоне конфликта в Донбассе и в Крыму».