КОЛЛЕКЦИОНЕР.
НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ
Тарас
Максимюк известен среди коллекционеров, как человек, вернувший из забвения
представителя украинского модерна Михаила Жука, и как владелец одной из
ключевых его работ — панно «Белое и черное».
История — просто невероятная! «…дети
Михаила Жука работы его не хранили… Продавали все. У них на одной из работ
мотоцикл стоял… Однажды я наткнулся на рулон, в который были свернуты 7
кусков…» «…выхожу из дома, — тогда, в 1972-м, — и в подворотне лежит куча-мала:
поломанные, порванные картины, какие-то скульптуры, альбомы… И чем же это
оказалось?»
Большие коллекции, говорят, делаются на
больших состояниях. Но в стране с тремя «С» в названии, победившей большие
состояния, их не было, даже у власть имущих. Все было, а состояний не было. И
большие коллекции тоже были и тоже не у них, хотя они их и распродавали, тайно.
Все в
стране СССР было: коллекционеры были, но не приветствовались, большие художники
были, но… в отсутствии больших состояний шли «за недорого» или вовсе не шли.
Как в СССР можно было стать коллекционером, не имея гроша за душой?
…Тарас не обладал потомственным капиталом,
да и теперь его у него нет. А коллекционером все-таки стал. Потому что
проснулась в нем эта алчба диковинного, и люди значимые судьбой ему были
посланы. В 1956 году 13-летний школьник пришел в краеведческий музей и
познакомился с его сотрудником — легендарным археологом Феодосием Каминским.
Каминский (1888−1978) участвовал в знаменитой экспедиции Картера в Египте, был
знаком с Грушевским, Лесей Украинкой, которая подарила ему бандуру… Этой
встрече Тарас Максимюк обязан двумя своими главными увлечениями — археологией и
украинистикой. Занимаясь краеведением,
он начинает собирать работы художника-мариниста Руфина Судковского. Ну, как
собирать? В открытках, конечно, в репродукциях.
«Я стал собирать все, что было связано с творчеством
Руфина Судковского. Он родом из Очакова, отец его был священником. Уже живя в
Одессе, я пошел в научную библиотеку, познакомился с сотрудницами отдела
искусств. Это было мое „вхождение“ в историю украинского искусства. Я искал
работы Судковского по всему Советскому Союзу, переписывался с музеями, они мне
присылали репродукции, меня интересовали работы из частных собраний, я ходил по
коллекционерам — застал еще старую гвардию. В Одесском художественном музее есть
пять или семь его работ».
С 1963 года Тарас Максимюк начинает
собирать все, что связано с историей культуры Украины — марки, экслибрисы,
писанки… В 1968 году вместе с еще двумя собирателями он представил свое
собрание писанок в Одесском археологическом музее. Это была первая демонстрация
экспонатов из его коллекции.
Затем в его коллекции появляются
дореволюционные открытки с иллюстрациями одесского художника Амвросия Ждахи к
украинским песням. В итоге у Т. Максимюка находится часть архива Амвросия Ждахи
( больше сотни эскизов писанок, рушников и народных костюмов),
иллюстрировавшего произведения украинских авторов (он был первым из украинских
графиков, комплексно оформлявшим «Кобзаря» Шеченко), «Слово о Полку Игореве»,
«Евангелие», «Илиаду» и «Одиссею». «По инициативе знаменитого украинского
композитора Мыколы Лысенко, Ждаха выполнил для киевского издательства „Час“
серию акварельных рисунков, которые были использованы для выпуска открыток, иллюстрировавших
народные украинские песни. За три года было выпущено двадцать восемь миниатюр с
нотами и текстами песен. У коллекционера есть мечта - издать альбом открыток,
сопроводив его текстами песен.
А. Михайленко,
по материалам
интернет
На снимке она
из жемчужин коллекции - панно М. Жука «Белое и ченое»