Украинский трамвай с одесской пропиской
Начало 90-х годов прошлого века в получившей независимость Украине ознаменовалось не только разграблением крупных государственных производственных объединений, таких, например, как Черноморское морское пароходство, разгулом организованной преступности, зарождением челночного промысла, оригинальной повозкой на колесиках для перемещения ручной клади, которую в народе окрестили «кравчучкой».
В стране еще не было собственной валюты и расчеты велись с помощью квази карбованца, а руководители ряда одесских предприятий уже вынашивали планы по выпуску новой продукции – зерноуборочного комбайна, украинского трамвая, современного восьми-корпусного плуга, разборной холодильной камеры, производства швейных изделий, трикотажа, женских колготок.
Из всех зарождавшихся тогда в головах директоров предприятий и конструкторов идей, наиболее жизнестойкой оказалась идея создания украинского трамвая. Ее вынашивал и облекал в реальне формы тогдашний заместитель начального одесского коммунального предприятия «Одесгорэлектронранс» Анатолий Кердивара. И 26 августа 1993 года Кабинет Министров Украины своим распоряжением утвердил создание совместного украинско-чешского предприятия "Татра - Юг". Его соучредителями выступили с украинской стороны знаменитое научно производственное объединение "Южмаш", а с чешской - не менее знаменитое предприятие "Татра".
Мне посчастливилось в те годы неоднократно встречаться с генеральным директором СП «Татра-Юг» Анатолием Кердиварой. И читатели газеты «Одесские известия» одними из первых узнавали о ходе реализации этого дерзкого проекта - ведь к тому времени уже около десяти стран успешно конкурировали на мировом рынке электротранспорта. И нужна была определенная смелость, чтобы вступить с ними в борьбу хотя бы за украинский рынок. Симптоматично, что производство сугубо мирной продукции – украинского трамвая, - налажено именно в цехах оборонного предприятия. Их первая партия была изготовлена по чешской технологии с привлечением чешских же комплектующих. С тех пор предприятие стало национальным лидером в сфере производства современного украинского электротранспорта, отвечающего международному стандарту ISO – 9002.
- На первый взгляд может показаться, что мы оказались в выгодном положении, - говорит Анатолий Дмитриевич. – Раз персонал завода выпускал баллистические ракеты, то, что ему стоило освоить производство какого-то трамвая! Но, скажу откровенно, сами ракетчики признавались, что трамвай хоть и наземный транспорт, но требует к себе особого подхода. Поэтому мы провели серьезную работу по комплектации предприятия грамотными кадрами. Многие наши специалисты прошли обучение за границей, в частности, на одном из заводов нашего чешского соучредителя. И теперь они могут решать самые сложные задачи, возникающие в процессе производства.
Чтобы читатель представлял, о какой сложности идет речь, скажем, что трамвай «Татра-Юг» состоит из 14 тысяч агрегатов, механизмов, приборов контроля и других деталей, для изготовления которых используется порядка 100 сортов высококачественного металла. Отрадно также, что практически все они уже производятся на территории Украины. И это позволило существенно снизить цену на конечную продукцию. Может быть, именно это способствовало тому, что украинский трамвай выдержал конкуренцию с зарубежными аналогами, хорошо зарекомендовав себя в эксплуатации на маршрутах со сложными условиями движения, в том числе по пересеченной местности.
- Сегодня наше предприятие может выпускать до 100 вагонов в год, - констатирует Анатолий Кердивара. - А при необходимости объемы производства могут быть увеличены в два - три раза.
В настоящее время по нескольку десятков вагонов с эмблемой «Татра - Юг» эксплуатируются в Киеве, Донецке, Днепропетровске, Запорожье, Днепродзержинске. Около десятка их курсируют по улицам Одессы, в том числе на пятом маршруте.
Но чтобы приблизиться к уровню 1991 года по насыщенности этим видом электротранспорта больших городов Украины, необходимо закупить порядка 5 тысяч трамвайных вагонов. В то же время из-за скудости местных бюджетов, пополнение подвижного состава идет крайне медленно. По словам Анатолия Кердивары, в последние два года оно вообще прекратились. Есть попытки решить эту проблему с помощью закупок трамваев бывших в употреблении, так называемого, «секонд хенда». Мол, так дешевле. Но это иллюзорная выгода, так как старые трамваи требую большого количества запасных частей и дорогого обслуживания, не говоря уже о проблемах эксплуатации. То и дело такая техника систематически загорается, у нее отказывает ходовая часть, тормоза, другие механизмы. Вероятно, каждой был свидетелем того, как водитель с помощью ломика открывает или закрывает входную дверь. Все это противоречит правилам техники безопасности, да и качеству обслуживания пассажиров.
Но есть и более серьезная проблема. Отказываясь от техники, производимой на украинских предприятиях, мы загоняем себя в тупой угол. Перефразируя известную пословицу, скажу, что тот, кто не кормит своего производителя, будет кормить чужого. Да что говорить, мы его уже кормим. И будем кормить, пока у нас не перевелись доллары и евро.
Анатолий Михайленко,«Одесские известия»
На снимке: украинский трамвай на улицах Одессы
Фото автора