«Черт возьми, да ведь должно
быть просто стыдно!»
Международная
следственная группа (JIT) обнародовала новые данные по расследованию причин и
установлению виновных в трагедии МН17. Напомним, что технические обстоятельства
крушения лайнера были оглашены в октябре 2015 года. Эксперты из семи стран,
присоединившихся к расследованию (под председательством Нидерландов в
расследовании участвуют Малазия, Украина, Бельгия и Австралия, власти России от
участия в совместном расследовании отказались), тогда установили, что малазийский
«Боинг-777» был сбит ракетой «земля-воздух» с установки «Бук».
Уголовное расследование подтвердило этот вывод
и представило доказательства доставки «Бука» с территории России и его
транспортировки обратно, уже после крушения МН17. Были представлены фото- и
видеоматериалы, полученные следствием от местных жителей, а также перехваченные
разговоры сепаратистов, сопровождающих «Бук»: в докладе упоминаются позывные
неких Николаича «Дельфина» и Андрея Ивановича «Ориона», военного советника
комендатуры «ЛНР». В беседе двух мужчин говорится о том, что установка была
доставлена в Донецкую область из России — в конвое из нескольких машин. Беседа
состоялась 17 июля в 9.22 утра — за несколько часов до катастрофы МН17. Этот и
все другие перехваты получены JIT от спецслужб Украины.
— Куда нам
эту красавицу грузить, Николаевич?
— Какую? Эту?
— [Ту] что я
привез. Я уже в Донецке.
— Это — о чем
я думаю, да? «М» которая?
— Да-да-да,
«Бук».
— А она на
этом, на тягаче?
Далее
«Николаич» рассказывает, что через границу установка перешла своим ходом, а
затем двигалась на трале.
«Через
полоску перешла своим ходом, да», — говорит Николаич.
В то же время
его собеседник «Орион» сообщает, что далее «Бук» необходимо отправить в Донецк
к танкам батальона «Восток» (вооруженная группа сепаратистов под руководством
Александра Ходаковского) и дожидаться там команды.
Следователи
заявляют, что не смогли разыскать самих «Дельфина» и Ориона», но призывают их
выйти самими на связь под гарантии безопасности и защиты свидетелей. Помимо
этого следователи надеются получить информацию о местонахождении этих мужчин от
третьих лиц.
— Мы пока
изучаем вопрос, как нам обеспечить их участие и присутствие, — заявил главный
прокурор Нидерландов Фред Вестербеке.
На нескольких
фотографиях, представленных международной группой, запечатлено, как «Бук» под
камуфляжной тканью движется от российской границы по направлению к Донецку на
белом тягаче «Вольво». Свидетельства о передвижениях тягача с «рекламным»
номером телефона на борту, который везет «самоходку» с четырьмя ракетами,
следствие также получило от местных жителей.
До Донецка
тягач сопровождает военный «УАЗ» с вооруженными людьми в форме без
опознавательных знаков. Далее на некоторое время «Бук» останавливается в
Макеевке, опять попадаясь на глаза зевакам, фотографирующим на телефоны. А
после отправляется в сторону Тореза и Снежного, где его спускают с тягача и
далее он движется своим ходом. Снова и снова его фотографируют и снимают
местные жители. «Бук» движется в сторону поселка Первомайского — своей
«конечной точки», как обозначают следователи место запуска ракеты.
Международная
группа заявила, что обладает большим количеством свидетельств, полученных от
жителей Первомайского, которые слышали звук выстрела, а также видели дымные
следы после запуска. Например, в ходе презентации доклада была
продемонстрирована фотография следов, оставшихся после запуска ракеты, —
любительская съемка выжженного участка поля 30 на 30 метров в Первомайском. На
снимках со спутника, сделанных 16 июля, за день до катастрофы МН17, и 20 июля,
через два после, видны отличия во внешнем виде участка, откуда предположительно
был осуществлен запуск — на снимке от 21 июля заметны следы гусениц.
Как
предполагают следователи, вскоре после запуска ракеты «Бук» был снова помещен
на тот же тягач «Вольво» и начал быстрое движение в сторону Красного Луча и
далее — Дебальцева и Луганска, где ранним утром 18 июля был сфотографирован на
тягаче одним из местных жителей — у установки в тот момент уже отсутствовала
одна из четырех ракет. В то же утро тягач пересек границу с Россией.
В
доказательство этого международная следственная группа предоставила перехват
разговора, который состоялся в семь утра на следующий день после катастрофы
МН17.
— Они довели
машину до перекрестка и оставили ее там, — рассказывает «Дельфин» Николаич
коллеге «Ориону». — Машина ушла куда надо, все нормально. Но дальше началось…
Непонятные звонки от десяти человек.
— От каких
десяти? — не понял Орион.
— На его
[сопровожлающего установку] номер стали звонить какие-то люди, которые
представлялись первыми, вторым, третьими. Он говорит, что уже *** (возмущен и
устал — П.К.). Потом, говорит, сам Стрелков стал звонить.
— Да?
— Так
представился.
— И [потом]
он взял и выключил телефон… И [теперь] мы не знаем, где машина вообще!
— Машина в
России, — сообщает Николаич.
Далее «Орион»
отчитывается, вероятно, старшему командиру, беседующему с русским говором.
— Я вернулся
только, там все нормально было. Ему позвонило восемь человек разных! Он передал
машину, а ему звонят восемь разных человек! Он телефон и выключил!
— Так а
доложить мне о том, что произошло, могли? Где машина сейчас?
— Машина
давно уже в России находится. Он сразу ее передал тем, кто встречал.
Следователи
JIT заявляют, что обладают информацией о 100 лицах «в разной степени причастных
к преступлению», однако «вопрос, как получить их показания, остается открытым».
Правительства пяти стран-участниц расследования призвали лиц из этой сотни
выйти на связь первыми — под твердые гарантии защиты и безопасности.
Следователи особо подчеркнули, что не имеют в данный момент правовых претензий
к российскому государству, но продолжат обращаться к властям РФ за содействием.
На уточняющий вопрос о том, идет ли речь про запросы об экстрадиции причастных,
голландские прокуроры ответили, что «формат привлечения лиц еще может быть
разным».
«Пока мы не
можем публично назвать конкретные имена и завести в отношении этих людей
уголовные дела. Нам еще предстоит ответить на вопрос, кто непосредственно несет
ответственность, кто конкретно был причастен к поставке и доставке, кто охранял
"Бук", и кто атаковал авиалайнер рейса МН17».
Источник:
www.novayagazeta.ru
Автор: Павел
Каныгин спецкор
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Авторские материалы
предлагаются читателям без изменений и добавлений и без правки ошибок.