Глава первая
У меня
настолько тонкие веки, что я просыпаюсь, едва коэффициент естественной
освещённости в комнате достигает 0,005 люкса. Встав с постели, я выхожу на
балкон и под чириканье шустрых синиц, перескакивающих с ветки на ветку, как
цветные мячики для игры в пинг-понг, делаю несколько физический упражнений.
Так обычно начинается мой
новый день. Продолжается он контрастным душем, таинством бритья бороды, готовкой
нехитрого холостяцкого завтрака − глазуньи из трех яиц с ветчиной и вермишелью
на гарнир. При этом я повторяю как мантру: «Народ, который закусывает вермишель
хлебом, непобедим!» Этот софизм заряжает меня энергией на весь оставшийся день.
А мне, супервайзеру, энергия, ох, как нужна!
Однако в то утро мой
распорядок дня был нарушен. Я продолжал лежать в кровати, не ощущая собственного
тела, не контролируя своих мыслей и эмоций, и как бы наблюдая за собой со
стороны. Моя сущность пребывала в пространственно-временном континууме, где нет
ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Ибо все они объедены в одно целое, без
начала и конца.
Грустная история
человечества проплывала предо мной нескончаемой голографической панорамой.
Грандиозность увиденного восхищала, обескураживала и огорчала меня. Невозможно
было оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как, Гомо сапиенс преобразил нашу
планету. Первым на глаза мне попался любопытнейший персонаж этой трагикомедии,
финал которой невозможно предвидеть, а тем более изменить. Он сидел за столом,
перед ним на столешнице стояли песочные часы. Присмотревшись к нему и
хронометру, я догадался, чем он занят: он наблюдал за движением песка из
верхней колбы часов в нижнюю.
И вдруг он возопил во все
горло:
— Эврика! Я повелеваю
Временем и Пространством!
— Вот с этого всё и
началось, — послышалось мне.
— С изобретения песочных
часов, — продолжил я, решив, что разговариваю сам с собою.
— Нет, с гордыни! — кто-то
противоречил мне. Я оглянулся и увидел мужчину с лютней в правой руке. Казалось,
он стоит в двух шагах от меня. На самом деле нас разделяло расстояние,
исчисляемое несколькими поколениями. Поэтому фигура его была расплывчатой, как
бы сотканной из воздуха и света.
Присмотревшись к фантому, я
узнал в нем моего отца. Больше всего меня удивило не то, что он находится
здесь, рядом со мной. А то, как он выглядит. Таким молодым я его видел только
на фотографических снимках, сделанных задолго до моего рождения. Взглянув еще
раз на его лицо, на музыкальный инструмент в его правой руке, я вспомнил мамин
рассказ о том, как мой будущий отец ухаживал за нею, когда она была девушкой.
«Знаешь, чем он меня
покорил? Игрой на лютне и тембром голоса. Он потрясающе играл и пел, твой
будущий отец…» — вспоминала она.
— А где мама? Она тоже
здесь? — спросил я отца, волнуясь.
— Да, она там, в саду, —
сказал он, кивком головы указав в сторону сада.
Я посмотрел туда, куда он
указал и увидел маму среди цветущих яблонь. Она была в легком голубом платье,
ее распущенные волосы цвета спелого овса развевались по ветру, которого не
было. Оглянувшись, она улыбнулась и помахала нам букетом полевых цветов из белых
ромашек, синих васильков и красных маков.
— Какая она молодая и
красивая! — сказал я восторженно. И посмотрел на отца.
— Сейчас твоей маме двадцать
пять, она в том возрасте, когда мы познакомились, — сказал он. — И, помолчав
минуту, продолжил: — Впрочем, все мы тут пребываем в том возрасте, когда были
счастливы.
— И всем по двадцать пять? —
спросил я.
— Ну, почему же? — сказал он.
— Люди познают счастье и в шестнадцать, и в тридцать, и в семьдесят лет, и даже
те, кто постарше.
— И много их здесь?
— Кого?
— Тех, кто постарше?
— Я не считал. Но они самые
счастливые.
— А ты еще играешь на лютне?
— спросил я, вспомнив рассказ мамы.
— Игра на лютне —
единственное, что я делаю с радостью. К нам приходит сосед Альберт со скрипкой,
и мы с ним играем дуэтом. Маме очень нравится.
— Альберт — он скрипач?
— Нет, он физик-теоретик,
математик, одним словом, ученый. Он уже в весьма почтенном возрасте, и он самый
счастливый из нас.
— А что, качество счастья
зависит от возраста?
— Не всегда. Но Альберт —
это неординарный случай. Он, как и многие, всю жизнь занимался не тем, чем хотел,
разрабатывал теории, которые невозможно не опровергнуть, ни проверить на
практике. За это его очень уважали коллеги и завидовали ему. Он же хотел одного
— играть на скрипке. И когда он попал сюда, ему, наконец, удалось освободиться
от всякой иерархии и стать счастливым, абсолютно счастливым…
— А я, отче, не чувствую себя
счастливым, совершенно! — признался я, смутив его.
— Ты встречаешься с девушкой
или женщиной? — спросил он.
— Знаешь, пап, у нас это просто!
Если у тебя есть деньги, в Интернете находишь сайт знакомств, по фотографиям,
размещенным на его страницах, выбираешь девушку по вкусу, заказываешь. И тебе
ее присылают, ̶ сказал
я, решив разыграть отца.
— По почте? — спросил
растерянно он.
— Нет, что ты! Ее доставляют
как пиццу, прямо на дом.
— А что такое деньги, о
которых ты говоришь?
— Эквивалент любви: больше
денег — больше любви и, наоборот, — куражился я, неосознанно ревнуя отца к его
счастью.
— Любопытно, — сказал он. —
Только ты не говори об этом маме, она расстроится, начнет плакать, жалея тебя.
— Почему же? Это обычная
услуга, сервис, которым пользуются многие, упрощая тем самым себе жизнь и экономя
время.
— Тебе сколько лет? —
спросил он, и посмотрел на меня взглядом человека, которому изменяет чувство юмора.
— Тридцать шесть! А ты разве
не помнишь, папа?
— Ты старше меня на
одиннадцать лет, но до сих пор не познал счастья. И знаешь, почему? Потому, что
ты ищешь счастье там, где его нет, в каком-то интернете. А оно рядом, в тебе
самом. Но его надо почувствовать и познать, ̶ сказал он.
— Мне кажется, у меня его и
там нет.
— Тогда почему ты здесь?
— Случайно, но я больше не
буду, — стал я оправдываться как провинившийся подросток.
— Ладно, — сказал он
примирительно.
— Сынок, тебе надо уходить,
ты не можешь оставаться здесь навечно, — сказала, подошедшая к нам мама,
обнимая и целуя меня.
— А где же цветы? — спросил
я, вспомнив о букете, который она только что держала в руке.
— А мы наслаждаемся
прекрасным, не уничтожая его и не присваивая себе, — сказала мама.
— Ладно, — сказал я, почувствовав,
что проголодался. — Но прежде, чем я уйду от вас, давайте, сходим домой. И ты,
мам, наготовишь блинов — они у тебя такими вкусными получаются…
Мама посмотрела на отца,
отец — на маму. Потом они оба уставились растерянно на меня. И отец спросил:
— О каком доме ты говоришь, сынок?
— А блины, это что такое? —
спросила в свою очередь мама?
Я растерялся. Но, ничего не
сказав, взял их за руки, как в детстве, и спросил:
— А вы знаете, где находится
выход?
— Нет, мы не знаем, где
вход. Но ты все равно должен отсюда уйти, — сказала мама.
— Если наш сын нашел вход,
он непременно отыщет и выход, — сказал отец, соглашаясь с мамой.
И, взявшись за руки, мы
пошли. Под ногами не было привычной тверди, но это меня не пугало — ведь рядом
были мои мама и папа. Потом мы перешли на бег трусцой. Затем, мы ускорили бег и, набрав скорость, взлетели, овеваемые светом, как ласковым ветром. Я смотрел по сторонам,
надеясь найти выход. Однако выхода нигде не было видно.
— Посмотри направо! — сказал
отец с мальчишеским азартом.
Я посмотрел направо и увидел
живописный горный пейзаж. Под одной из отвесных скал несколько мужчин в
набедренных повязках, вероятно, охотники, разделывали кремниевыми ножами тушу
крупного животного. Не исключено, что это могла быть туша последнего на Земле экземпляра
мамонта.
— Ну, и прожорливый боров! —
сказала мама, указав на лысого молодца, отделившегося от общей массы охотников
и тащившего за собой волоком целое бедро мамонта.
— Это — альфа-самец, —
уточнил отец. — Он направляется к себе в логово. И там, оставшись один, обглодает
это бедро до самой кости. А если кто-нибудь из посторонних сунется к нему,
получит от него по черепку. Из таких самцов, жадных и прожорливых, получаются
вожди, короли, президенты и далее по списку…
— Да, так они и съели всех динозавров,
а потом придумали и обосновали необходимость существования иерархии, ее терпеть
не может Альберт! — сказала мама.
— Осторожно на виражах!
Пространство искривляется, можем вылететь на обочину! — сказал, повысив голос,
отец, когда мы выходили на новую орбиту, и крепче сжал мою руку. Вот тогда я
впервые ощутил невесомость собственного тела.
С двух сторон от нас
проносились, мелькая голографической чехардой, события, свершившиеся до и произошедшие
уже после нас. Их последовательность в этом вневременном «бесформии», как я определил то место, где мы оказались, не
имела никакого значения. Только последствия, вызванные ими, и последствия,
вызванные этими последствиями, еще имели какой-то завуалированный смысл. Поэтому,
когда после очередного виража перед нами выскочил, как чертик из табакерки,
папа римский Урбан Второй, я нисколько не удивился.
Мой папа, увидев папу римского,
притормозил, и мы зависли над южно-французским городом Клермон-Ферран. В этот
день, 25 ноября 1095 года, в городе проходил знаменитый церковный Собор, давший
начало средневековым Христовым походам. Мы стали слушать, о чем говорит папа
римский, этот наместник бога на земле.
«Земля, которую вы населяете, сжата отовсюду морем и
горами, поэтому она сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же
она не обильна и едва прокармливает тех, кто её обрабатывает. Отсюда происходит
то, что вы друг друга кусаете и попрекаете, аки псы, ведёте войны, наносите раны.
Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и
задремлют междоусобия» — говорил
Урбан Второй, убеждая: «Идите к Гробу
святому. И святая церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите
святую землю из рук язычников и подчините её себе. Земля та течёт молоком и
мёдом. Иерусалим — пуп земли, плодороднейший, второй рай. Он просит, ждёт
освобождения…»
Понтифик елейным голосом
обольщал сомневающихся, призывая их идти освобождать гроб Господень от
неверных: «Кто тут обездолен и беден, там
будет радостен и богат!» — обещал он
— Кажется, я уже слышала или
читала нечто подобное, — сказала мама и посмотрела на отца.
— Да, милая, ты не ошиблась —
сказал отец. — Восемьсот лет спустя примерно теми же словами Адольф Гитлер
обосновывал право немцев расширить жизненное пространство за счет славянских
земель…
Пламенная речь Урбана
Второго вызвала ажиотаж у рыцарей и простых прихожан, жаждущих чуда; велико было
их желание получить вожделенное благополучие и счастье на чужой земле, на
дармовщинку. И тысячи их, обездоленных и голодных, не дождавшись официальной даты
начала Крестового похода, устремились в Палестину, в «Иерусалим — пуп земли, плодороднейший, второй рай», как назвал его
Урбан Второй.
Волна за волной шли
крестоносцы и пилигримы на Ближний Восток, чтобы насаждать там мечом и крестом
христианские ценности, взращивая взамен в сердцах мусульман ненависть к белому
человеку и возбуждая в них джихад. Коллективное сумасшествие распространилось
на всю Европу и продолжалось оно долгих двести лет...
Я оглянулся, и в кривом
зазеркалье истории, сквозь завесу словесного тумана, увидел зыбкие тени
некоторых из героев эпохи крестовых
походов: Готфрида Бульонског, Фридриха Барбаросса, Конрада III, Эдуард I Длинноного,
Людовика IX Святого, Иду Австрийскую…
— Кто такая эта Ида, ты не
знаешь? — спросил я маму.
— Ида — это маркграфиня австрийская,
легендарная женщина средневековья, —
сказала мама. — Она была женой
Леопольда II Красивого и родила от него семерых детей. А потом, когда он умер,
Ида ушла с рыцарями-крестоносцами освобождать Гроб Господень.
— Да, были женщины в
рыцарские времена, не то, что сегодня..., — сказал отец, не закончив свою
мысль, и с опаской посмотрел на маму. Но она не услышала его реплики, иначе
дала бы ему взбучку. А я, заинтригованный поступком Иды, сказал:
— Интересно, чем закончился
этот патриотический поступок маркграфини? Она все-таки была женщиной, слабым
существом.
— Да, как гласит легенда,
Ида попала в плен, оказалась в гареме, и там родила еще одного сына, Имад
ад-Дина Зангу, атабека Мосула, который стал героем Востока. Он прославился тем,
что совершал опустошительные набеги на территории, который были захвачены рыцарями-крестоносцами,
— сказала мама. Она своим женским сердцем видела
дальше и больше, чем было доступно нашему зрению.
И когда мы покинули, наконец,
окрестности Клермоне и устремились на восток, она вдруг спросила:
— А это кто там вышел
навстречу крестоносцам?
— Проследив, откуда они
вышли, я с большой долей вероятности могу сказать, что это мусульмане-сунниты.
Они бегут из Сирии, охваченной войной, — ответил отец.
— Но если эти два людских потока
— крестоносцы и мусульмане-беженцы — встретятся, не избежать кровопролития, —
сказала с тревогой в голосе мама.
— Не бойся, дорогая, —
успокоил ее отец. — Они пройдут встречными курсами, не задев друг друга.
— Почему ты так думаешь? —
спросила мама.
— Потому что рыцари-крестоносцы
и мусульмане-беженцы начали свой смертный путь с разницей в тысячу лет, —
уточнил он. — Первые стартовали в 1096, а вторые — в 2015 году.
— Ты уверен в этом?
— Да, мама, папа прав, —
поддержал я отца. — Однако это не повлияет на ситуацию в целом. Война на
Ближнем Востоке продолжается.
— Еще с тех, крестовых
походов? — удивилась мама.
— Нет, мама! Война на Ближнем
Востоке никогда не кончалась и с небольшими перерывами продолжается до сих пор.
Мусульмане воюют между собой, с евреями и христианами, и все вместе друг против
друга. Так что война в этих краях вряд ли закончится в ближайшее время.
— Знаешь,
Иван, эти сирийские беженцы напомнили мне
украинцев, которые убегали на запад, спасаясь от нашествия русских, —
сказала мама.
— Да, не хватает только самолетов
с красными звездами на крыльях, — согласился отец.
— О! Эти русские летчики не испытывали
жалости, — уточнила мама. — Они с каким-то дьявольским удовольствием бомбили украинские
города и села, уничтожая все живое…
— Это они разбомбили
Мариупольский драмтеатр, в котором прятались сотни мирных горожан с детьми, — сказал отец. — А потом их пропагандисты обвинили в этом
злодеянии инопланетян, которые якобы действовали по подсказке американцев, англичан
и эстонцев.
«Боже, откуда они это знают!
Никакой войны и близко нет, а мама и папа говорят о бомбежках… Неужели это когда-нибудь
сбудется»? — подумал я, и тихо заплакал…