Апостол и
Евангелист Матфе́й
Святой Апостол и Евангелист Ле́вий Матфе́й,
сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме (небольшой город в Галилее на
северо-западном берегу Геннисаретского озера) . Был братом другого апостола,
Иакова. Он был человек состоятельный и занимал должность мы́таря (сборщик
податей и налогов) . Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему
подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в то же время был не только не
хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев.
Мы́тарь - лицо, назначаемое
Римским прокуратором для сбора податей с Иудеев (в современном смысле —
таможенник) . Мы́тари обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин и
употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как
корыстолюбивые и наглые агенты римлян, мы́тари считались Иудеями за предателей
и изменников своей стране и Господу Богу. Грешник, язычник и мытарь — у них
значили одно и то же; говорить, с ними почиталось грехом, обращаться с ними —
осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.
Фарисеи — одна из сект Иудейских, появившихся во II и III в. до Р.Х. Свое наименование фарисеи (особенные,
отделенные) получили от того, что старались отличиться особенною ревностью к
закону.
И вот Господь остановил на этом,
всеми презираемом, мы́таре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания
Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый
народом. На берегу Он увидел сидящего у мы́тницы (место сбора пошлин и податей)
Матфея. И сказал ему:
— Иди за Мной!
Услышав сии слова Господа не телесным только
слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив
всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий
Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мы́таря; он всем сердцем внял
словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в
доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом
Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, —
все мы́тари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками
Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.
Книжниками назывались у Иудеев
люди сведущие вообще в книжном деле, как-то ученейшие из Иудеев, которые
объясняли закон и публично учили и наставляли народ в законе, так называемые
раввины и законоучители; законоведцы, занимавшиеся решением спорных вопросов,
сомнительных случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности;
писцы и нотариусы, служившие в синагогах и синедрионах. Ученые эти Иудеи
представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным от фарисеев; но
в то же время часто соединяются с фарисеями, и поставляются в связь с
архиереями. Большая часть их были привязаны к одним преданиям и, не понимая
духа Закона, ложно толковали его и были слепыми вождями народа, лицемерно лишь
исполняя заповеди напоказ, ради славы человеческой, и возлагая на других тяжкие
бремена, коих сами не исполняли.
Увидев, что Господь не гнушается грешников и мы́тарей, но возлежит с
ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: "Как это Он ест и пьет с
мытарями и грешниками?" А Фарисеи искали только случая укорить в
чем-нибудь Господа и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в
псалме: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых". Господь
же, услышав слова их, сказал им: "Не здоровые имеют нужду во враче, но
больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф.
9:13).
"Смотри, – говорит Иоанн
Златоуст, – как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное
заключение. Они ставят Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит,
что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное многих
похвал."
Матфей, осознав свои грехи,
возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим
и вместе с другими апостолами последовал за Христом.
Из всех двенадцати учеников Левий
Матфей был одним из самых образованных – малограмотного не взяли бы в
чиновники. Профессия Матфея требовала от него умения говорить и писать как на
арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках. И, следуя за
Христом, он старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу
Евангелия от Матфея.
Святой Матфей внимал
наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе
с 12 апостолами по Галилее и Иудее с проповедью к "погибшим овцам дома
Израилева" (Мф. 10:6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения
Спасителя и славного Его Вознесения на небо.
После вознесения Господня и
сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет проповедовал в
Палестине. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным
народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из
Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них
письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы изъявили свое
согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей,
исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении
Христовом.
Евангелие от Матфея было написано
около 41 г. по Р.Х. Это — первая по времени Священная книга из всех книг Нового
Завета и занимает, потому, между ними первое место. Местом написания Евангелия
называют Палестину. Евангелие было написано на еврейском языке, или на
употреблявшемся тогда арамейском наречии, и переведено на греческий.
Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев.
Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы
показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского
народа, и другого не будет (Мф. 11:3). Поэтому в Евангелии от Матфея чаще, чем
в других Евангелиях, сравниваются события из жизни Христовой с ветхозаветными
пророчествами и прообразованиями и из всей истории Христа Спасителя избираются
повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же Евангелие свое
Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, показывая,
что Иисус — не дух и не Ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти
израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.
Эта отличительная особенность
Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается
вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его
Евангелия.
О дальнейшей жизни самого апостола мы знаем
из церковного предания. Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел
с благовестием Сирию, Мидию (нынешний Иран) , Персию, Парфию, закончив свои
проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии.
Страна эта была населена
племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей
своей проповедью и многочисленными чудесами здесь обратил нескольких
идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе
Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Сам же
восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь
Богу об обращении того неверного народа. Во время молитвы явился ему Сам
Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма.
Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а
от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов,
ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.
Матфей, приняв жезл из руки
Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У
правителя того города, кторого звали Фулвиан, жена и сын были одержимы бесами.
Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами.
Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Исцелившиеся поклонились
Апостолу и кротко последовали за ним.
Узнав о его приходе, епископ
Платон встретил его вместе с клиром. Вошедши в город и приблизившись к церкви,
апостол Матфей сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа
жезл, — и тотчас, на виду у всех, жезл сделался великим деревом и на нем
появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня.
Весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А
святой Апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям
слово Божие на их языке. Это чудо обратило ко Господу множество язычников.
Узнав о случившемся, местный
правитель-язычник Фулвиан сначала порадовался исцелению супруги и сына, но
потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что весь народ
приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Он обвинил
апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея растянули на земле
лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все
увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Видя это, весь народ пришел в ужас
от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Но Фульвиан еще более
разозлился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и
неповрежденным от огня проповедника Христова, он обвинил его в колдовстве.
Фулвиан приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту, а святого Матфея
облить смолой и зажечь. Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых
идолов, призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени,
и обратился бы в пепел. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило
Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по
молитве апостола, пламя улеглось. Его тело осталось невредимым. Фулвиан
раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня, но он, сотворив
молитву, — предал святую свою душу в руки Божии. По преданию, кончина апостола
Матфея последовала около 60 года по Р. Х.
Тогда Фулвиан приказал принести
золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и,
одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой
дворец. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Потому тело
святого Матфея положили в железный гроб, плотно залили со всех сторон оловом и
бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело
апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть
Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться.
В ту же ночь епископу Платону в
сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и
обрести там его тело, вынесенное на сушу. На утро епископ, в сопровождении
множества верующих и правителя Фулвиана со своей свитой, отправился на
показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как
было ему возвещено в видении. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в
храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея
прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему,
повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и
стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал
возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много
потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного
покровителя.
Эфиопия – одна из африканских
стран, где христианство является основной религией. Там уже в V веке Библия была
переведена на местный язык. Эфиопские христиане свято хранят память об апостоле
Матфее, их первом евангелисте.
Мощи святого евангелиста
апостола Матфея, согласно преданию, в X веке оказались в Лукании. При лангобардском князе
Гизульфе I
они были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет
покоятся в храме Сан-Маттео ( Маттео, по-итальянски, Матфей). За прошедшую
тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор
практически весь выгорел. Но что удивительно – во всех этих пожарах нетронутыми
огнем остались святые мощи Апостола Матфея.
Крипта –
подземный храм. Здесь хранятся мощи Ап. Матфея
Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале
изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия
Христа как человека). Однако, следует различать Апостола и евангелиста Матфея и
Апостола Матфи́я (лат. Matthias) , поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей
был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9
августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды
Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников
Иисуса.